Дистанционный гиромагнитный компас ДГМК-7
Дистанционный гиромагнитный компас ДГМК-7 представляет собой сочетание дистанционного магнитного компаса с гирополу — компасом, что позволяет исключить недостатки как магнитного компаса (его нестабильность в показаниях курса), так и гирополу- компаса (невозможность определения курса самолета длительное время). ДГМК-7 предназначен для измерения магнитного курса и углов разворота самолета и выдачи их к потребителям
ДГМК-7 состоит из следующих основных агрегатов (рис. 200): датчика магнитного курса ПДК-3, предназначенного для определения и выдачи курса на гироагрегат для его осреднения:
гнроагрегата, представляющего собой гнрополу компас, предназначенного для осреднения измеренного магнитным датчиком курса и выдачи его на указатель штурмана;
указателя штурмана, предназначенного для указания магнитного курса, устранения остаточной девиации п ввода склонения и выдачи инстинного курса на указатель курса летчику и в другие потребители;
усилителя У;
двух кнопок ускоренного согласования; выключателя коррекции ВК-53РБ.
Для рассмотрения принципа работы ДГМК-7 воспользуемся его принципиальной схемой, изображенной на рис 201.
Магнитный датчик представляет собой свободно подвешенную пару магнитов, на оси вращения которой укреплены две диаметрально расположенные щетки кругового потенциометр^ Сам потенциометр жестко связан с корпусом датчика и электрически соединен с круговым потенциометром гнроагрегата. Круговой потенциометр гироагрегата жестко укреплен на оси внешней рамки гирополукомпаса и запитывается переменным током 27 в частотой 400 гц, а щетки его соединены через редуктор и двигатель отработки и укреплены на корпусе гироагрегата.
Круговые потенциометры датчика и гнроагрегата ориентированы друг относительно друга так, что при их согласованном состоянии напряжение на щетках потенциометра магнитного датчика равно нулю (рис. 201).
При изменении курса самолета щетки будут перемещаться относительно потенциометров на одинаковые углы, в результате чего потенциометры останутся согласованными, но в их соединительных проводах произойдет перераспределение токов. Это приведет к тому, что электромагнитный поток, создаваемый этими токами,
в статорной обмотке сельсина указателя штурмана повернется на угол, равный изменению курса, и станет наводить э. д. с. в обмотке ротора сельсина. Снятый с обмотки ротора сельсина электрический сигнал после усиления поступает на управляющую обмотку двигателя отработки, который, отрабатывая ротор сельсина до исчезновения на его обмотке сигнала, развернет стрелку указателя штурмана на угол, равный изменению курса. Таким образом, при изменении курса самолета стрелка указателя штурмана все время будет показывать текущий курс самолета.
Гироскоп гирополукомпаса в азимуте не корректируется. Поэтому при его уходе потенциометр гироагрегата будет рассогласовываться с потенциометром магнитного датчика, на щетках которого появится разность напряжений. Эта разность напряжений,
усиленная в усилителе поступает на управляющую обмотку двигателя согласования потенциометров, который начнет вращать через редуктор щетки потенциометра гироагрегата до тех нор, пока потенциометры магнитного датчика и гироагрегата не согласуются. При этом перераспределения токов в соединительных проводах не произойдет, т. е. показания курса будут неизменными. Здесь происходит отработка ухода оси гироскопа гироагрегата в азимуте, т. е. учет его видимого движения в горизонтальной плоскости.
Рис. 202. Кинематическая схема указателя штурмана УШМ; / — стрелка; 2—кремальера; 3 — зубчатый сектор; 4. 5. 6, 9, /5 —оси; 7 — рычаг: 8 — ролик; 10— магнесин-датчик; 11 — потенциометрический датчик; 12—сельсин-приемник; 13, 14, 17. 18, 19 — шестерни; 15 — малоинерционный двигатель ДИД; 20 — каретка; 21 — планка; 22—поводок; 23, 24 — тяги; 25 — лекальная лента; 26 — девиационные вииты, 27 — шкала неисправленного курса |
В полете магниты магнитного датчика могут колебаться. Это будет приводить к колебаниям стрелок указателей курса (будет наблюдаться нестабильность показаний). Для устранения этого недостатка, т. е. для сглаживания показаний курса, передаточное отношение редуктора гироагрегата выбирается очень большим (порядка 79 000—12 000). Благодаря этому колебания магнитов датчика, т. е. периодические рассогласования потенциометров, отрабатываться будут с очень малой скоростью, достаточной лишь для согласования потенциометров при уходе гироскопа в азимуте, и колебания стрелок указателей курса наблюдаться не будут. В этом и заключается сущность сглаживания (осреднения) измеряемого магнитным датчиком курса самолета.
При таком большом передаточном отношении редуктора гнро — агрегата рассогласование потенциометров, которое может достигать в момент запуска компаса значительной величины, отрабатываться будет очень долго. Поэтому в компасе предусмотрены меры ускоренного согласования. При нажатии кнопки К ускоренного согласования, срабатывает соленоид С и переводит редуктор с большого передаточного отношения на малое и скорость согласо-
вання с 1,5—4,5 град /мин переключается на скорость не менее 16 граді сек.
Указатель штурмана указывает истинный курс и углы разворота самолета, кроме того, он позволяет определить неисправленный курс. Наряду с этим указатель штурмана содержит датчики истинного курса и углов разворота для повторителей и других потребителей на самолете.
На рис. 202 изображена кинематическая схема указателя штурмана УШМ.
Напряжение рассогласования между потенциометром гироагрегата и сельсин-приемником 12, возникшее на роторной обмотке последнего, после усиления приводит во вращение ось малоинерционного двигателя (ДИД) 15. Через шестерни 17, 18 и 19 вращение передается каретке 20, которая посредством тяги 23 вращает стрелку 1, а посредством тяги 24 и зубчатого сектора 3 — шкалу неисправленного курса 27. Вращение, кроме того, передается на ротор магпеснн-датчика 10, щетки потенциометрического датчика 11 (по средством шестерни 19), рычаг 7 с роликом 8 (посредством поводка 22) и ротор сельсин-приемника 12 (посредством зубчатого сектора 3, шестерен 13 и 14).
После отработки ДИД 15 ротора сельсин-приемника в нулевое положение на этот же угол будут повернуты стрелки 1 и шкала 27. Против стрелки 1 по наружной шкале отсчитывается истинный курс самолета, а против индекса в окошечке по шкале 27 — неисправленный магнитный курс.
Исправление его производится на девиацию и магнитное склонение.
Рассмотрим более подробно метод устранения остаточной девиации инструментальных погрешностей и ввод поправки на магнитное склонение.
Остаточная девиация и инструментальные погрешности устраняются в указателе штурмана на 24 курсах 0,15, 30, 45° и т. д. с помощью лекального устройства.
Лекальное устройство состоит из тонкой гибкой ленты 25, укрепленной в хомутиках на винтах 26, выведенных на лицевую часть указателя штурмана. Винты расположены против делений шкалы курсов соответственно 0,15, 30° и т. д. По ленте при изменении курса самолета катится ролик 8, связанный кинематически с ротором сельсина и шкалой компасных курсов (видна в окошечке шкалы).
Установив самолет на один из заданных курсов, сверяют показания компаса и, если они не равны заданному курсу, то с помощью отвертки поворачивают винт лекального устройства, расположенный против стрелки курсов, до тех пор, пока показания компаса не станут равны заданному курсу. Так поступают последовательно на каждом курсе 0,15, 30° и т. д.
При вращении винтов 26 лекального устройства происходит изгиб ленты 25, воспроизводящей график поправок на остаточную девиацию и инструментальные погрешности. При изменении самолетом курса ролик, катясь по ленте, будет повторять ее изгиб. 212
При этом его движения относительно фланца будут передаваться на ротор и шкалу компасных курсов. В результате поворота ротора сельсина в его обмотке будет наводиться э. д. с., которая после усиления, поступит на управляющую обмотку двигателя отработки; двигатель отработки начнет отрабатывать этот сигнал рассогласования, одновременно вводя поправку в показания курса и возвращая в исходное положение шкалу компасных курсов. Выдача магнитных курсов на повторители и к потребителям производится с помощью магнесинного датчика 10 и кругового потенциометра 11.
Ввод поправки на магнитное склонение производится кремальерой 2 по шкале магнитных склонений, нанесенной на фланце указателя штурмана. При вращении кремальеры поворачивается относительно стрелки шкала магнитных курсов, статор датчика магнесина и щетки кругового потенциометра на величину магнитного склонения, в результате по шкале прочтем истинный курс, а датчики курса выдадут на повторители и к потребителям также истинный курс.
Выключение коррекции на виражах производится выключателем коррекции ВК-53РБ. При установившейся угловой скорости разворота, большей чем 0,3 град/мин, ВК-53РБ подает сигнал на реле, расположенные в гироагрегате, которое, срабатывая, разрывает цепь согласования потенциометров и цепь горизонтальной коррекции гироскопа. При этом ДГМК-7 переходит в режим работы ГПК-
Основными техническими характеристиками ДГМК-7 являются: погрешность в определении истинного курса:
а) по указателю штурмана ±1°;
б) по повторителям ±4°;
виражная погрешность в процессе разворота с креном 30° и угловой скоростью 1—1,5 град! сек не более 10°; время готовности компаса не более 3 мин; скорость согласования магнитного датчика с указателями курса;
при нормальном согласовании 1,5—4,5 град/мин; при ускоренном согласовании—12—16 град/сек; потребляемая мощность;
а) по постоянному току 250 вт;
б) по переменному току 110 во; общий вес агрегатов компаса 17,5 кг.